Индивидуальная психотерапия
Семейная терапия
Профессорский консилиум
Программа премиум
Программа премиум
Клиника лечения зависимостей
Амбулаторный центр
Лечебно оздоровительный комплекс
Лечение Созависимости
Открыты для вас 24 ЧАСА В СУТКИ

Подростки и химическая зависимость

В реабилитации химически зависимых существует такая метафора, что зависимый человек любого возраста – это в психологическом смысле подросток, который никак не может повзрослеть и наконец-то стать ответственным за свою жизнь, здоровье, поступки. Он, когда ему удобно, позиционирует себя как взрослого («не контролируйте меня», «моя жизнь – что хочу, то и делаю»), но когда дело касается ответственности за последствия, тут он оказывается неспособным эту ответственность нести (долги оплачивают родственники, здоровье разрушается, а к врачу сам не идет и так далее). И одна из задач терапии зависимостей– поддержать процесс личностного созревания человека, его «взросления», чтобы он от психологических14-16 лет дозрел до своего биологического возраста. А это значит научился оценивать свои выборы и поступки, а также их последствия, брать на себя за них ответственность, «платить по счетам», здраво оценивать свои силы, беречь себя, уметь просить о помощи, в то же время видеть и слышать окружающих, учитывать их интересы, а не только свои. Огромная работа! Которая в идеале должна проходить в семье, причем постепенно по мере взросления ребенка. Если такой процесс взросления проходит без сбоев, то ребенок учится выживать в этом мире самостоятельно, через какое-то время готов отвечать не только за себя самого, но создать собственную семью. Становится взрослой личностью, и его мы внаркологической клинике вряд ли увидим.

Чтобы подросток прошел этот этап своего развития, не застряв на химической зависимости, или не пришел к ней позже, родителям важно на поведенческом уровне своевременно, последовательно и грамотно реагировать на подростковые тенденции «хочу свободы, но не умею нести ответственность»: разговаривать о последствиях того или иного решения, обозначать границы дозволенного, но при этом все больше передавать подростку посильную ответственность, помогая принимать ее не бездумно, а с реальной оценкой рисков, обязанностей, сил и так далее.

В то же время важно наблюдать за изменениями на физическом уровне, чтобы вовремя отследить эксперименты с веществами, если они появятся в жизни подростка. Дело в том, что такие поведенческие признаки употребления некоторых веществ, как перепады настроения, раздражительность, замкнутость, сужение круга интересов, сонливость или, наоборот, чрезмерная активность, нарушение ритмов «день-ночь», нарушение внимания, прогулы в школе и прочее можно списать на то что это свойственно подростковому возрасту (хотя также требует внимания), то их сочетание с телеснымипризнаками употребления уж точно нельзя недооценивать. Тревожными сигналами на уровне тела могут быть: покраснения локтевого сгиба, слезящиеся глаза, не проходящий насморк или кашель, расширенные зрачки и другие вдруг появившиеся особенности.

Любой подросток одновременно и в зоне риска экспериментов с веществами, и в том возрасте, когда эти эксперименты наносят огромный урон еще неустойчивой психике и растущему организму. Нов то же время в этом возрасте столько ресурсов, что употребление – это еще не приговор, а только сигнал SOS, указывающий, что есть затрудняющие развитие ребенка факторы - личностные, семейные, социальные или генетические, а иногда и все одновременно.

Поэтому важнее всего – быть в контакте с ребенком, вовремя обращаясь за помощью к специалистам, если родитель чувствует, что ему нужна поддержка в диалоге с этой потенциально зависимой частью подростка. Например, точно стоит обратиться к специалистам, если:

  1. Раз за разом после разговоров с подростком родитель чувствует, что подросток его «обыграл», получив желаемое с помощью манипуляций, угроз, давления на чувство жалости. Что родителю не удается сказать «нет», подросток добивается своего любыми путями. Или что родитель разрешил, поддавшись манипуляциям, то, что считает опасным. Например, после истерики и угроз отпустил в компанию, в которой употребляют алкоголь.
  2. Родитель не последователен, то есть, например, сначала сгоряча пообещал больше не давать денег, если они будут потрачены раньше срока или на то, на что тратить их запрещено (алкоголь, сигареты и т.д.), но потом нарушил обещания и дал. Если родитель обесценивает собственные слова, то подросток их также учится обесценивать. Лучше не обещать те санкции, которые заведомо не будут реализованы («Не пущу домой»), а если уж какие-то последствия были озвучены, важно их реализовать. Иначе зависимый радикал подростка подпитается идеями о безнаказанности, вседозволенности, а сам подросток не получит опыта нести ответственность за свои поступки и учитывать последствия.
  3. Родитель обнаруживает, что в общении с подростком он натыкается на одни и те же «грабли», реагирует, но ничего не меняется. Это верный знак, что пора прекращать делать раз за разом то, что не ведет к успеху и поискать новые ходы. Например, третий раз ребенок приходит домой с запахом алкоголя, родитель, как и раньше, ругается, но, как и раньше, верит обещаниям, что «больше такого не будет». Вероятность четвертого раза велика, не правда ли?
  4. Обнаружены факты употребления психоактивных веществ ребенком. Или родители обеспокоены тем, что выявили те или иные физические и поведенческие маркеры употребления.
  5. Родители пытаются «торговаться» с употреблением психоактивных веществ: «если курит, то пусть хорошие сигареты» или «если пьет, то пусть пьет дома».

Как бы то ни было, в этих случаях или если есть вопросы и тревога, сначала стоит обратиться к специалисту родителям, чтобы оценить, действительно ли стоит тревожится, получить объективную информацию и подготовиться к конструктивному, а не усугубляющему ситуацию разговору с подростком.

Ника Каширина,
Семейный психолог,
специалист по реабилитации зависимостей.

оплата онлайн
навер